• Главная
  • Новости
  • Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

В рамках Петербургского международного экономического форума 2025 года Александр Чевелюк, Генеральный директор транспортной группы «ТРАНЗИТ» представил доклад, посвященный актуальным вызовам.

Тема выступления — «Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев» — вызвала широкий резонанс среди участников форума и экспертов отрасли.

В своем выступлении Александр Чевелюк подробно проанализировал последствия ухода крупнейших зарубежных контейнерных линий с российского рынка в 2022 году. В тот период это событие фактически парализовало импортно-экспортный контейнерный трафик, вызвало острый дефицит тоннажа и контейнерного оборудования, а также резкий рост фрахтовых ставок по сравнению со среднемировыми значениями.

Особое внимание было уделено изменению грузопотоков: санкции и уход иностранных операторов кардинально сместили торговые маршруты с западного направления на Восточный полигон. По итогам 2024 года более половины импортных и свыше трети экспортных контейнеров прошли через порты ДВ, что свидетельствует о формировании новой структуры внешней торговли России.


Онако вместе с ростом значимости Дальнего Востока возникла острая проблема дефицита провозных мощностей. Контейнерная логистика по своей природе реверсивна — для стабильного импорта необходим гарантированный оборот контейнеров. В этой связи ключевым становится вопрос распределения доступа к ограниченной инфраструктуре: чьи суда — отечественные или иностранные — получают приоритет?

Директор «ТРАНЗИТ» выделил три основных риска, связанных с высокой долей иностранных перевозчиков на ключевых направлениях:

Политический. Весной 2022 года иностранные операторы одномоментно остановили свои сервисы на РФ. Фрахт вырос в четыре раза, сроки доставки затянулись на месяцы. Санкт-Петербург оказался фактически отключён от контейнерного сервиса.

Санкционный. Иностранные перевозчики отказываются работать с компаниями, попавшими под санкции и перевозить грузы, которые они считают санкционными, при этом четких и прогнозируемых правил игры нет. (Стоит ввести санкции против одного порта — как это было с Восточным — иностранные линии сразу уходят).

Экономический. Иностранные компании обладают достаточным рыночным ресурсом и могут в любой момент с помощью демпинга вытеснить российский флот

Во избежание повторения кризиса 2022 года в докладе были предложены ключевые меры поддержки национальных судовладельцев и защиты рынка:


1. Приоритет на железнодорожном транспорте для российских судовладельцев, обеспечивающий ускоренный оборот контейнеров, снижение издержек, повышение эффективности работы флота.

2. Модель «51% плюс» для иностранных перевозчиков из недружественных стран, предусматривающая мажоритарное участие российских резидентов в совместных предприятиях с внесением флота в уставной капитал.

3. Льготное кредитование судовладельцев с длительным сроком (более 7 лет), без обязательств по строительству аналогов внутри страны и возможностью регистрации в российских реестрах. В заключение руководитель «ТРАНЗИТ» подчеркнул, что внедрение этих мер позволит не только защитить российский морской транспорт от внешних шоков, но и создать условия для устойчивого развития национального судоходства, обеспечив транспортный суверенитет в ключевой отрасли экономики.


Что получает Россия от государственной поддержки национальных судовладельцев:

— Защита от повторения кризиса 2022 года. Благодаря новым мерам ни одна внешняя сила не сможет одним решением полностью перекрыть контейнерные потоки России.

— повышение транспортного суверенитета становится реальностью, а страна получает надежный механизм противодействия внешним рискам и санкциям.

— Рост собственного флота. При стабильном спросе и понятных правилах игры отечественные судоходные компании смогут за 5−7 лет нарастить контейнерный флот на 120−150 тысяч TEU. Это позволит увеличить долю российского флота до уровня не менее 60% от всего контейнерного трафика, существенно укрепив национальную транспортную независимость.

— Деньги и рабочие места — в стране. Все доходы, налоги и заказы останутся внутри России. Порты будут получать стабильные отгрузки, регионы — надежную логистику, а судостроительная отрасль — реальный потенциал для роста и новых заказов. Это создаст дополнительные рабочие места и обеспечит экономический рост в ключевых регионах страны.

Таким образом, реализация предложенных мер позволит не только избежать повторения негативного опыта 2022 года, но и сформировать устойчивую основу для долгосрочного развития российского морского транспорта, обеспечивая экономическую безопасность и суверенитет России на международной арене.

Последние новости

Все новости
    Все новости
    ООО «Транзит» использует файлы cookie, разработанный нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей политике конфиденциальности.

    Обратная связь

    Личный кабинет

    Наш обновленный личный кабинет находится в стадии разработки, его функционал временно ограничен – доступны только заявки категории «Импорт».

    Выберите город